ВЗГЛЯНУТЬ ПРАВДЕ В ЛИЦО: РАБОТАЮЩИЕ ВОПРОСЫ К СЕБЕ ~ Трансерфинг реальности

суббота, 2 декабря 2017 г.

Filled Under:

ВЗГЛЯНУТЬ ПРАВДЕ В ЛИЦО: РАБОТАЮЩИЕ ВОПРОСЫ К СЕБЕ


Готов ли я взглянуть правде в лицо?

Дженет Коннер в своей книге Writing Down Your Soul: How to Activate and Listen to the Extraordinary Voice Within (Conner, 2008) приводит примеры четырех типов неконструктивных форматов вопросов, адресуемых пишущими в дневник самим себе и Миру.

Она пишет о том, что «закрытые вопросы» (те, ответом на которые может быть «да» или «нет») лучше всего адресовать самому себе, например: «Готов ли я взглянуть правде в лицо?» или «Действительно ли я хочу стать более эмпатичным, способным к состраданию человеком?»

Любой ответ себе на такие вопросы – это приглашение «копнуть глубже». Будучи адресованными Миру (как его ни назови), «закрытые» вопросы гораздо менее эффективны для понимания своей жизни и судьбы.

Люди очень часто задаются вопросом «почему», в смысле, «какова причина того или иного события или переживания в моей жизни». «Почему это случилось со мной?..» Это не самый конструктивный из вопросов для самопознания, хоть и распространенный. Нет гарантии, что причину вообще удастся найти; нет гарантии, что удастся найти «единственно правильную», истинную причину; а даже если и удастся – нет гарантии, что знание этой причины поможет человеку изменить свою жизнь в желаемую сторону.


Чаще всего «причинами» наших выборов и состояний оказываются поступки других людей в прошлом, на которые мы повлиять из «сейчас» не можем. В разных психотерапевтических традициях вопрос «почему» считается не самым лучшим из возможных (в частности, еще и потому, что он часто вызывает ассоциации из детства с «Почему ты это сделал?!» - и желание оправдываться и защищаться). Однако в форме «почему важно» этот вопрос приобретает совсем другой оттенок и значение. Он становится вопросом о ценностях и смыслах: «Почему вам важно было поступить в той ситуации так, а не иначе?» В таком виде он оказывается вполне признанным.

Еще один из типов вопросов, которые Коннер считает неконструктивными для самопознания, это вопрос о сроках: «Когда в моей жизни произойдет желаемое или перестанет происходить нежелательное?» Более конструктивная версия подобного вопроса – это: «Как мне нужно измениться / что мне нужно начать делать по-другому, чтобы в моей жизни произошло желаемое или перестало происходить нежелательное?»

Последний тип неконструктивных вопросов по Коннер – это вопросы о другом человеке. Когда мы ведем дневник, особенно когда письменные практики становятся для нас формой духовной практики, имеет смысл писать именно о себе – о своих переживаниях, об их смыслах, о собственном развитии. Писать для того, чтобы как-то повлиять на поведение другого человека – не эффективно. Поведение другого человека может измениться после того, как изменится наше собственное поведение – вследствие изменившегося в ходе письменных практик самопонимания.

Конструктивные вопросы

Дженет Коннер в свое время начала коллекционировать эффективные, «работающие», конструктивные вопросы, которые можно применять для письменного самоисследования, и в ее коллекции более 200 подобных вопросов. Они составляют пять основных категорий.

1. Вопросы, поддерживающие развитие осознанности. Например (в моем выборочном пересказе):
  • «Где я чувствую, что застрял(а) в своем движении? Что мне мешает?»
  • «С чем мне сейчас необходимо разобраться в первую очередь? Какие решения нужно принять?»
  • «Какие условия мне необходимы, чтобы принять правильное решение?»
  • «Как я отношусь к тому, что я чувствую по поводу происходящего?»
  • «От чего я отворачиваюсь, надеясь, что оно как-нибудь само исчезнет из моей жизни?»
  • «Что мне нужно, чтобы быть в большем ладу с собой?»
  • «Какие «части меня» сейчас хотят быть услышанными?»
  • «В какие моменты в течение дня я чувствую себя наиболее счастливой?»
  • «Что крадет у меня мою энергию? Где теряется моя энергия?»
  • «Чему мне сейчас более всего необходимо научиться?»
  • «Какие перемены грядут в моей жизни? Как я их распознаЮ?»
  • «Какой «продукт» производят мои тревоги и беспокойства? Что они вносят в разные области моей жизни?»


2. Вопросы, поддерживающие развитие понимания и осмысленности. Например:
  • «Какие мои решения привели меня в ту точку, где я сейчас нахожусь? От каких альтернатив я отказалась?»
  • «Что я делаю, чтобы отвлечься от важного?»
  • «Какие силы и способности мне нужны, чтобы стать более честным с собой и другими?»
  • «Какие мои убеждения легли в основу этого решения, этого поступка?»
  • «Какими мыслями, словами и действиями я подрываю свои собственные усилия, как я саботирую свое движение к мечтам, свое стремление действовать в соответствии со своими ценностями?»
  • «Что до сих пор мешало мне заняться тем, что для меня действительно важно?»
  • «Что «жмет мне на кнопки», запускает во мне автоматические поведенческие паттерны, которые мне хотелось бы изменить?»
  • «Каким тоном и какими словами я разговариваю с собой?»
  • «Что из того, что я делаю в повседневной жизни и на работе, я чувствую себя «вынужденным» делать? Как это для меня субъективно отличается от того, что я действительно хочу делать?»

3. Вопросы, способствующие глубинному самопониманию. Например:
  • «Какие свои стороны я не хочу принять? Что изменилось бы, если бы мне удалось их принять?»
  • «От чего я прячу голову в песок, как страус? Какого жизненного опыта и переживаний я избегаю? Сколько времени своей жизни я провожу «в позе страуса»?»
  • «Что я делаю «на автопилоте», воспроизводя поведенческий паттерн, который мне не особенно нравится? Как этот паттерн моего поведения влияет на окружающих меня людей?»
  • «Есть ли у меня привычная маска – косная форма самоподачи и общения? Или не одна?»
  • «Чего я в глубине души боюсь больше всего?»
  • «Каково мое призвание? Что я делаю в те моменты, когда чувствую себя собой – в высшем и лучшем смысле?»
  • «В какие моменты я испытываю внутреннюю цельность?»
  • «Отражает ли моя самоподача, мое внешнее окружение мой внутренний мир? Насколько, каким образом?»
  • «Что я могу сделать, чтобы в моей жизни стало больше любви?»
  • «Как я могу вернуть себе свою силу? Какова будет цена этого?»
  • «Что есть сокровенное желание моего сердца? Как оно возникло?»
  • «Ответ на какой вопрос я сейчас больше всего боюсь узнать?»

4. Вопросы, способствующие представлению и вызреванию предпочитаемого будущего.Например:
  • «Что запрещает мне мечтать?»
  • «Как я распознаЮ непривычные, возможно – грандиозные, но, тем не менее, реальные возможности?»
  • «Как выглядела бы и переживалась бы изнутри моя жизнь, если бы то, чего я хочу и о чем мечтаю, сбылось?»
  • «Чем бы я занималась, если бы меня вообще ничто не ограничивало?»
  • «Какой след мне бы хотелось оставить в мире?»
  • «Что я могу сделать, чтобы во внешнем мире воплотилось лучшее из содержаний моего внутреннего мира?»
  • «Верю ли я в то, что могу изменить свою жизнь, могу так или иначе изменить мир? Как я знаю это?»
  • «Что мне нужно делать и каким образом, чтобы проявить в мире то, к чему я стремлюсь?»

5. Вопросы, поддерживающие проявление, творение предпочитаемого будущего.Например:
  • «Что сейчас важнее всего? О чем мне нужно сейчас спрашивать?»
  • «С чего мне нужно начать движение к предпочитаемому будущему?»
  • «Что может поддержать меня в движении в предпочитаемом направлении?»
  • «Какое минимальное изменение я могу совершить уже сейчас?»
  • «Что мне нужно отпустить, от чего освободиться, чтобы мочь жить так, как мне хочется?»
  • «Как мне чувствовать себя спокойнее, несмотря на неизвестность будущего?»
  • «Что находится в разрыве между тем, как дела обстоят сейчас, и тем, чего я хочу? Как мне преодолеть этот разрыв?»
  • «Что нужно сделать сегодня?» 

Автор: Дарья Кутузова

0 коммент.:

Отправить комментарий