Эмоциональная компетентность – это умение осознавать качество своих чувств в момент, когда вы их испытываете. Это одна из весьма полезных привычек успешных людей – понимание своего поведения и рациональный выбор своих реакций. Это очень важное свойство не только зрелого и успешного человека, но и общей культуры взаимоотношений, помогающее вам во всех аспектах личностного роста.
Для того чтобы стать эмоционально компетентным, вы должны уметь:
- идентифицировать свои эмоции;
- определять источник ваших эмоций;
- выбирать наиболее подходящий тип реакции;
- всегда осознавать “настоящий момент”.
Это значит, что прежде чем отреагировать, или просто подумать над чем-то, вы должны осознавать, какая часть мозга в данный момент руководит вами или подсказывает вам ответную реакцию.
Как правильно реагировать на неприятности? Успешные люди знают, что к любым моментам в жизни надо относиться осознано, а не автоматически. Формула психолога Роберта Резника делает идею о 100% ответственности наглядной и объясняет, как это работает:
Событие + Отклик = Результат
Успешные люди, прежде чем реагировать на событие (“раздражитель”), подумают, а какой здесь результат они хотят получить? Неудачники, наоборот – сначала реагируют, получают результат, а потом жалуются и обвиняют кого-то.
Эмоциональная компетентность и правильный отклик – это ценная привычка на секунду остановиться, и спросить себя: какой результат мне нужен в этой ситуации? Успешные люди, зная о своей 100% ответственности, всегда поступают именно так. Неудачники предпочитают ответственности избегать, перекладывая ее на других или на обстоятельства.
Разумеется, в этом смысле невозможно контролировать абсолютно все, однако вы в наибольшей степени определяете то, какова ваша жизнь и кому принадлежит контроль над ней: вам или примитивной части вашего мозга? Необходимо четко осознавать, что в тот момент, когда вы автоматически негативно реагируете на человека, вы отдаете ему свою энергию и контроль над собой. В этот момент он контролирует вашу жизнь. А вам это надо?
Все, что вам необходимо контролировать – это свои реакции на события. В этом – суть эмоциональной компетентности.
Прочитал однажды такую простенькую историю. «Жил себе один дед. Как-то пришел к нему сосед, наорал на него, оскорбил ни с того, ни с сего. Дед внимательно посмотрел на него и сказал: «Что, плохо тебе, Митрич?». И все. Как воздух вышел из соседа. И пошла душевная беседа о проблемах… А мог бы в ответ и помоями плеснуть…».
В контексте этой темы хочу отметить еще одну ее сторону. Ваши автоматические реакции могут быть предметом манипулирования и влияния тех, кто заинтересован извлечь выгоду из нашей склонности реагировать автоматически. Среди нас есть много таких, кто намеренно имитирует провоцирующие факторы и добивается нужных неосознанных реакций нашего мозга. Реклама, ушлые переговорщики, продавцы, политики в “брачный период” выборов, рассылки, всевозможные акции, просьбы и т.п. Всего одно ключевое слово в нужный момент способно вызвать необходимую манипулятору нашу автоматическую реакцию и результат. Будьте внимательны.
Помните, чем меньше в вашей жизни автоматических реакций, тем осознанней и успешнее ваша жизнь. Всегда будьте на шаг впереди ваших автоматических реакций, и тогда ваши действия и результаты будут правильными.
Спросите себя: а какие мои отклики и реакции дали эти результаты?
БЕРНОВ СЕРГЕЙ
0 коммент.:
Отправить комментарий