КАК ПРОДАТЬ $20 ЗА $204 ~ Трансерфинг реальности

понедельник, 26 сентября 2016 г.

Filled Under:

КАК ПРОДАТЬ $20 ЗА $204

Каждый год профессор Макс Базерман продает студентам MBA из Harvard Business School двадцатидолларовую купюру намного выше номинала. Его рекорд – продажа $20 за $204. А делает он это следующим образом.

Он показывает купюру всему классу и сообщает, что отдаст $20 человеку, который даст за нее больше всего денег. Правда, есть небольшое условие. Человек, который был сразу за победителем, должен будет отдать профессору ту сумму, которую он был готов отдать за $20.


К примеру, два самых высоких бида были $15 и $16. Победитель получает $20 в обмен на $16, а второй человек должен будет отдать профессору $15. Таковы условия.

Торги начинаются с одного доллара и быстро достигают $12-$16. В этот момент большинство студентов выпадают из аукциона, и остаются только два человека с самыми высокими предложениями. Медленно, но уверенно аукцион подходит к цифре $20.

Понятно, что выиграть уже невозможно, однако проиграть тоже не хочется, ибо проигравший не только ничего не получит, но еще и вынужден будет заплатить профессору номинал своего последнего бида.

Как только аукцион переходит рубеж в $21, класс взрывается смехом. Студенты MBA, якобы такие умные, готовы выплатить за двадцатидолларовую купюру выше номинала. Действительно, комично и очень точно описывает поведение держателей степени MBA.

Однако аукцион продолжается и быстро доходит до 50 долларов, затем до 100, вплоть до $204 (последняя цифра – рекорд Базермана за свою преподавательскую карьеру). Кстати, во время тренингов профессор проделывает тот же трюк с топ-менеджерами и CEO крупных компаний – и всегда продает $20 выше номинала (полученные деньги тратятся на благотворительность).


Поначалу все студенты считают, что у них есть возможность получить халявные деньги. Ведь они не дураки и не станут платить больше двадцати баксов за двадцатидолларовую купюру. Однако как только торги доходят до $12-$16, второй человек понимает, что ему грозит серьезная потеря, поэтому он начинает бидить больше, чем собирался, пока аукцион не доходит до $21. На этом этапе оба участника потеряют деньги. Но кто-то потеряет всего доллар, а кто-то двадцать. Чтобы минимизировать потери, каждый человек старается стать победителем. Однако эта гонка приводит только к тому, что оба участника аукциона теряют все больше и больше денег, пока размер потерь не достигает такой суммы, что глубже копать яму просто не имеет смысла.

Таким образом, желание получить халявную двадцатку оборачивается потерями. А самое интересное, что есть масса данных – особенно на фондовом рынке и в казино – которые показывают феномен Базермана в действии. Человек начинает терять деньги. Вместо того, чтобы зафиксировать убыток, он надеется, что сможет отыграть проигрыш – и практически всегда теряет все больше и больше денег.

P.S. Объяснение феномена на пальцах

Например, я предлагаю любому купить у меня 100 долларов. На аукционе. Но с условием, что тот, кто будет вторым — заплатит предложенную им сумму.

Один предложил купить 100 у меня за 50 долларов, второй за 40. Первый получает 100 долларов за 50 — его прибыль 50 долларов. Второй платит мне 40 за просто так — его убыток 40 долларов. Естественно, ему не хочется нести убыток, и тогда он предлагает 60 долларов. Соответственно, в этом случае при покупке 100 долларов его прибыль 40, а убыток другого 50. В свою очередь человеку, предложившему 50 грн. за 100 тоже не хочется нести убыток — он делает бОльшую ставку. И так до момента пока не кончится наличность или кто-то не остановится.

В итоге из-за боязни просто так потерять деньги (то есть стать вторым на аукционе) ставки достигают сумм гораздо выше этих 100 долларов, и эти двое несут неоправданные убытки только из-за самого факта неприятия потери на более ранней стадии торгов.

0 коммент.:

Отправить комментарий