Японцы — очень закрытый народ. И если уж они делятся с остальным миром своей мудростью, это становится событием. Непрерывное совершенствование для любого японца — это не пустые слов. Для них слово «кайдзен» не просто философия управления организацией, это образ мышления. Попробуем разобраться в этих непростых японцах.
Кайдзен — это непрерывное совершенствование всех аспектов деятельности организации, а также всех областей жизни человека. Этот термин был известен в Японии и раньше, однако мировую известность он получил в 1986 году, когда вышла книга Масааки Имаи «Kaizen: The Key to Japan’s Competitive Success». Термин «кайдзен» можно перевести как «непрерывное совершенствование». Оно имеет отношение к трем сферам — работе, бизнесу и личному совершенствованию. Когда вы задаете себе вопрос в любых сферах жизни «Как я могу стать еще лучше?» — вы правильно поняли философию кайдзен.
Стоит сказать, что не Масаки Имаи придумал эту философию, он ее только описал. Даже кайдзен подлежит совершенствованию, его положения и принципы постоянно уточняются и улучшаются. Вот некоторые из них.
- Самодисциплина. Научись контролировать себя и уважать других работников своей организации, как самого себя.
- Самосовершенствование. Приучись определять области своей ответственности и начинай с решения собственных задач.
- Информирование каждого сотрудника о деятельности компании.
- Фокусируйся на клиентах. Помните, что это и есть главная цель твоего бизнеса.
- Изменения должны быть непрерывными. Это и есть суть кайдзен — каждый день, понемногу, но меняйся в лучшую сторону и меняй свою компанию.
- Открыто признавай проблемы. Помни, что там, где нет проблем, невозможно совершенствоваться. Выноси проблемы на публичное обсуждение.
- Пропагандируй открытость. Сотрудники должны общаться, а не делиться на группы.
- Создавай рабочие команды.
- Управляй проектами при помощи полифункциональных команд.
- Развивайся по горизонтали. Твой личный опыт должен стать достоянием всей компании.
- Делегируй полномочия каждому сотруднику. Развивай в каждом сотруднике желание совершенствоваться в каждом аспекте жизни. Так ты сможешь поручать ему работу разной сложности.
- Планируй. Затем сравнивай план с результатом.
- Предотвращай рецидивы. Выясни причину проблемы и борись именно с ней, а не с ее проявлениями.
- Качество встраивается в процесс. Причем как можно раньше.
- Стандартизация.
Около десяти лет назад Масааки Имаи написал еще одну книгу под названием «Гемба кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества». Как видим, добавилось новое слово «гемба». Что же значит это слово?
Дословный перевод «место, где происходит событие». Гемба — это обозначение подхода, согласно которому для полноценного понимания ситуации необходимо прийти на гемба — место выполнения рабочего процесса, собрать факты и непосредственно на месте принять решение. Гемба говорит руководителю о том, что при любой проблеме нужно вырабатывать решение на месте, а не удаленно.
В связи сэти существуют пять простых правил менеджмента гемба:
- Когда возникла проблема, нужно прийти на гемба (место рабочего процесса).
- На гемба нужно проверить гембуцу (оборудование, среду).
- Принимать решения необходимо только на гемба, то есть непосредственно на месте возникновения проблемы.
- Найти причину проблемы.
- Чтобы проблема не возникала снова, ее необходимо зафиксировать в инструкциях и стандартах.
Данные правила с успехом применяются в в системе менеджмента Тойоты уже несколько десятилетий.
Разобравшись со значением гемба (еще раз — это место рабочего процесса), мы готовы понять и разобрать пять шагов поддержания порядка. Эти принципы можно использовать и в личной жизни и для саморазвития.
Пять шагов для поддержания порядка (5S)
- Seiri – сортировка, аккуратность
- Seiton – порядок
- Seiso – чистота
- Seiketsu – стандартизация
- Sitsuke – самодисциплина
Кайдзен учитывает сопротивление людей переменам, поэтому прежде чем внедрить 5S, людей нужно тщательно к этому подготовить. Подготовка означает обсуждения выгод от внедрения и обсуждения этой философии. Люди должны понять, что внедрение 5S поможет им же самим, что это не очередная прихоть начальства, намеревающаяся сделать их жизнь хуже.
Восточный и западный подходы и менталитет отличаются довольно сильно. Европейцы и американцы любят революционные технологии, способные решить все их проблемы в бизнесе и личной жизни. Они находят какой-нибудь ТРП (тотальное решение проблем), пытаются применить его в бизнесе. Кое-что получается, но в итоге эта игрушка выбрасывается и пробуется другая. И так до бесконечности. Кайдзен же предлагает неказистый и медленный путь наверх. Мало кому интересно, что человек делает по шажку каждый день, это обыденно и скучно. Зато спустя пару лет результаты поражают.
А теперь оставим в покое произоводство и задумаемся о том, как можно измениться, если каждый день делать что-то лучше и придерживаться этой философии всю свою жизнь. Если каждый день готовить какое-то блюдо и совершенствовать каждый аспект приготовления, уже через месяц результаты будут поражать. Обязательно нужно следить за всем процессом приготовления, отмечать, что не получается и почему, а также что получается и как это сделать еще лучше. Знать свои стандарты и непрерывно их повышать. Олимпийского чемпиона от неудачника отделяет всего одна секунда.
Конечно это сложно. Для того, чтобы приучить себя к каждодневному совершенствованию, нужно изменить свою психологию. Читайте книгу, узнавайте все больше о кайдзен и, вполне возможно, уже совсем скоро вы проникнетесь этой философией и вас будет не остановить.
0 коммент.:
Отправить комментарий