«В нашем обществе сформировалась культура страха»: психотерапевт Дэн Гарднер о том, как отличать реальные и мнимые риски ~ Трансерфинг реальности

воскресенье, 22 марта 2020 г.

Filled Under:

«В нашем обществе сформировалась культура страха»: психотерапевт Дэн Гарднер о том, как отличать реальные и мнимые риски


В нашем обществе сформировалась «культура страха», считает психотерапевт Дэн Гарднер, автор книги «Страх. Почему мы неправильно оцениваем риски». И этот страх влияет на то, как мы анализируем информацию и принимаем решения. Не думайте, что мы делаем это рационально — это иллюзия. Чтобы научиться отличать реальные и мнимые риски, надо понимать особенности и парадоксы нашего воприятия и мышления. О них и пойдет речь в статье. Предлагаем вам наиболее интересные цитаты ученого.

1. Почему в нашем обществе сформировалась «культура страха»? Частично потому, что мы сами в этом заинтересованы. Игра на человеческих страхах — отличный двигатель продаж. На страхе можно хорошо заработать. Это прекрасно известно многочисленным консультантам и компаниям, бизнес которых — защитить клиента от того, что он боится (что бы это ни было). Чем больше страх, тем лучше идут продажи.

2. Страх дан человеку, чтобы уберечь его от сотворения зла. Но, как и любая другая страсть, страх должен не подавлять разум, а действовать в согласии с ним.


3. Но чего же мы все так боимся? Это действительно сложный вопрос. Разумеется, терроризм — это вполне реальный риск. Так же как и изменение климата, птичий грипп, рак груди, похищение детей и все остальные вопросы, по поводу которых мы коллективно заламываем руки. Но человечеству постоянно что-то угрожает — не одно, так другое. Почему мы должны переживать больше предыдущих поколений?

4. Если кратко: мы — поколение самых здоровых, богатых и долго живущих людей в истории человечества. И при этом с самым высоким уровнем страха и тревожности. Это один из самых серьезных парадоксов нашего времени.

5. Психологи сделали заключение, что «люди больше склонны доверять исследованиям с негативными результатами, чем тем, которые показывают отсутствие риска». Для журналистов природная склонность к плохим новостям накладывается на сложность передавать хорошие новости в формате личных историй. Как, например, рассказать историю женщины, у которой нет рака груди? Или бывшего заключенного, ставшего законопослушным гражданином? Или что самолет приземлился без проблем и по расписанию? «Сотрудник почты доволен своей жизнью» — подобный заголовок вряд ли привлечет внимание, в отличие от, например: «Сотрудник почты убил восемь человек», — о, это то, что можно вынести на первую полосу.

6. Цинизм нивелирует не только истину, но и доверие как таковое. А это может быть опасно. Ученые выяснили, что, когда людям или институтам, занимающимся устранением определенного риска, доверяют, уровень общественного беспокойства снижается. Имеет огромное значение, кто говорит вам, что нет повода для тревоги: ваш семейный врач или представитель табачной компании. Ученые подтвердили то, что мудрые люди знали уже давно: доверие трудно построить и легко потерять. Так что доверие — чрезвычайно важный фактор.

7. Человек по-прежнему остается социальным животным, которому важно, что думают другие. И когда он не уверен, стоит ли беспокоиться по поводу того или иного риска, огромное значение имеет, беспокоятся ли другие.

8. Как только мы сформировали свое мнение, то начинаем воспринимать только информацию, которая его подтверждает, игнорируя, отвергая или с пристрастием изучая все то, что способно поставить нашу точку зрения под сомнение. Это касается любых убеждений — как относительно тривиальных вещей, так и действительно важных. К тому же неважно, является ли это убеждение осознанным плодом длительных размышлений или же человек верит в него, потому что так сказал кто-то на интернет-форуме. Как только убеждение сформировано, мозг будет искать подтверждение.


9. Может показаться удивительным, что обычное воображение настолько сильно влияет на наше мышление, однако во многих сферах — от терапии до профессионального спорта — силу воображения используют как практический инструмент, эффективность которого сопоставима со знаменитым эффектом плацебо. Сила воображения реальна. Когда реклама лотерей предлагает вам представить, что вы выиграли, она не просто приглашает вас помечтать в свое удовольствие, вам предлагают сделать то, в результате чего вы интуитивно начнете считать выигрыш в лотерею более вероятным. Иначе говоря, вас убеждают начать играть в азартные игры.

Следующая цитата наглядно, в виде коротких выводов, показывает, как мы оцениваем риски. Она довольна большая, но в ней важная информация по этой теме.

10. « Вероятность катастрофы: если имеет место большое количество смертельных исходов в результате одного события, наша оценка степени риска повышается. Степень известности: незнакомые или новые риски пугают нас сильнее. Понимание: если мы убеждены, что механизм действия какой-то технологии или вида деятельности еще плохо изучен, наша оценка степени риска повышается. Персональный контроль: если мы чувствуем, что не владеем потенциально рискованной ситуацией, наша оценка степени риска повышается. Например, будучи пассажиром самолета, мы беспокоимся сильнее, чем управляя автомобилем и имея возможность влиять на ситуацию. 

Свобода выбора: если мы не по своей воле оказались подвержены риску, ситуация может показаться нам более пугающей. Участие детей: ситуация усугубляется, когда дело касается детей. Будущие поколения: если опасность угрожает будущим поколениям, мы беспокоимся сильнее. Личность жертвы: наличие конкретных жертв, а не статистической абстракции повышает оценку степени риска. Страх: при появлении страха мы оцениваем степень риска выше. Доверие: при низком уровне доверия к общественным институтам мы склонны оценивать риск как более высокий. Освещение в СМИ: чем больше внимания проявляют СМИ, тем выше у нас уровень тревоги. Наличие аналогичных случаев: если подобные ситуации уже происходили, мы воспринимаем риск как более высокий. 

Баланс интересов: если выгоду от ситуации получают одни, а опасности подвергаются другие, мы оцениваем риск как более высокий. Преимущества: если преимущества вида деятельности или технологии неясны, мы считаем их более рискованными. Обратимость: если последствия ситуации, которая развивается не так, как планировалось, необратимы, степень риска повышается. Персональный риск: если риск касается лично меня, значит, он выше. Происхождение: опасные ситуации, созданные человеком, более рискованные, чем те, которые развиваются естественным образом. Время: близкие угрозы кажутся более серьезными, а будущие угрозы могут обесцениваться.


0 коммент.:

Отправить комментарий