Однажды мне довелось прочитать одну небольшую статью о стоицизме. Я считаю, что эта статья оказала огромное влияние на мою жизнь. С тех пор многое изменилось. В частности, я перестал ощущать себя так, будто понапрасну трачу время, отпущенное мне на Земле. Сегодня меня не покидает чувство, что я готов и способен делать то, что кажется сложным.
Эта статья-эссе, которая так удачно попалась мне на глаза, была написана Элиф Батуман. Она говорила о работах древнегреческого философа Эпиктета, которые помогли ей справиться с проблемами в личной жизни и пережить политические беспорядки в стране, где она жила.
Я тоже захотел прочитать так называемые «три главных труда», посвященные стоицизму. Речь идет о книгах Эпиктета «Беседы» и «Энхиридион», а также о труде «Наедине с собой» Марка Аврелия.
Приверженцы стоицизма считали, что человеку не нужно переживать из-за того, что он не может контролировать. Все логично. Есть только одно небольшое «но» – логичный поступок далеко не всегда кажется людям самым лучшим решением ситуации. На самом деле, люди часто отказываются подчиниться логике. Можно сказать, что это заложено в нашей природе. Одним из примеров могут служить новогодние обещания, которые мало кто может выполнить.
Люди очень любят давать хорошие советы о том, что правильно, а что нет. В этом нам нет равных.
— Мы говорим о том, что тратить нужно меньше, чем зарабатываешь.
— Мы считаем, что неправильно откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
— Мы советуем нашим знакомым почаще проявлять терпение и не пить кофе после 6 часов вечера.
Единственное, чего нам не хватает – это настойчивости и воли. Мы не всегда хотим прикладывать усилия для того, чтобы следовать своим же советам.
Сегодня я понимаю, что советы стоиков весьма практичны. Они в большей мере являются конкретными рекомендациями на тему личностного развития, нежели абстрактными философскими идеями.
Эпиктет говорит о том, что все ситуации, вопросы и проблемы, существующие в вашей жизни на данный момент, необходимо условно рассортировать по двум «корзинам». В первую корзину вы должны отправить те ситуации, вопросы и проблемы, которые вы можете контролировать, а во вторую все то, что вы контролировать не можете.
Любой случай в вашей жизни, вызывающий у вас злость, ненависть или какого-то рода желание, Эпиктет советует рассматривать с точки зрения «двух корзин».
Как только вы начнете применять его совет на практике, вы заметите, что в первую корзину попадает намного меньше вещей, чем во вторую. К счастью, именно в первой корзине находится все то, что вы можете контролировать. В первую корзину попадают лишь ваши действия и выбор, который вы сделали в той или иной ситуации. Во вторую корзину попадает много всего.
Нам вовсе не нужно становиться несчастными из-за того, что мы не можем контролировать исход случая или проблемы, находящейся во второй корзине. В жизни вы будете сталкиваться с несправедливостью. Вы будете болеть, и вы можете потерять все, что имели. Ваша жизнь закончится смертью.
Есть одна очень хорошая фраза, которую стоики рассматривают в качестве ответа на все то, что мы не можем контролировать. Эта фраза звучит следующим образом: «Это не мое дело». Практически сразу, как я начал использовать эту фразу на практике, я осознал нечто очень важное. Я осознал, что эта фраза помогла мне значительно сократить список тех вещей, о которых я должен беспокоиться. Например, в мою голову могут закрадываются мысли типа:
Что, если произойдет _______?
Почему бы мне просто не _______?
Я просто хочу, чтобы _______.
Пожалуйста, пусть произойдет _______.
Каждый раз, когда такое происходит, я говорю себе о том, что это не мое дело. Я несу ответственность лишь за то, что находится в корзине №1.
Беспокойство заложено в нашей природе. Мы беспокоимся о смерти, возможной потере или неудаче, а также о решениях, принимаемых другими людьми. Мы беспокоимся об этом потому, что все это может оказать значительное влияние на нашу жизнь.
Стоики предлагают совершенно иной взгляд на то, что вызывает у нас беспокойство. Они говорят: «Ситуация или какой-либо вопрос не должны становится источником беспокойства и тревог только потому, что они могут повлиять на нашу жизнь».
Следовательно, беспокоясь о чем-то, что вне вашей зоны контроля, вы только делаете себя несчастным и понапрасну тратите свое время. Эпиктет сказал бы, что это своего рода жестокость по отношению к самому себе.
Следовательно, беспокоясь о чем-то, что вне вашей зоны контроля, вы только делаете себя несчастным и понапрасну тратите свое время. Эпиктет сказал бы, что это своего рода жестокость по отношению к самому себе.
Для стоика жизнь не является чередой тревог и проблем, которым он поочередно должен уделять свое время. У человека есть одна задача – заботиться о своем собственном «саде». Не важно, являетесь ли вы владельцем огромного «сада» или маленького. Этот принцип един для всех. Он актуален и для раба (коим родился Эпиктет), и для императора (коим был Марк Аврелий).
Вам может казаться, что человек и без всякой подготовки может прекрасно определять, что он может контролировать, а что нет. Вы можете думать, что человек наделен этим даром с рождения. Это не так.
Как правило, мы раздумываем и беспокоимся о том, что вызывает у нас сильные эмоции. К примеру, если какой-то политический деятель сделает что-то, что нам не понравится, мы предпочтем потратить наши энергию и силы на злость. Мы делаем так даже тогда, когда у нас нет ни намерений, ни возможностей что-то изменить в сложившейся ситуации. Иначе говоря, человек может всю жизнь обращать внимание на то, что не входит в его сферу контроля, абсолютно игнорируя то, что находится в его руках.
Нам нужно научиться перенаправлять вашу энергию и внимание со сферы тревог на сферу влияния. В сферу тревог входит все то, что вызывает у вас сильные эмоции. В сферу же влияния входит все то, что находится под вашим контролем. Научившись ежедневно перенаправлять ваше внимание и силы с одной сферы на другую, вы будете совершенствоваться в главном искусстве стоицизма. Иначе говоря, вы научитесь разбираться с проблемами по мере того, как они будут появляться в вашей жизни. При этом вы будете беспокоиться гораздо меньше, чем прежде.
Какой бы сложной ни была ваша жизнь, есть то, о чем вам нужно помнить всегда. Помните о том, что единственное «убежище», которое у вас всегда есть и будет, — это ваше собственное желание сделать то, что вы можете сделать. Ваша сфера влияния и есть все, чем вам необходимо заниматься и о чем думать.
Схожая по смыслу идея высказывается и в буддизме. В частности, речь идет о том, что наша жизнь является настолько сложной, насколько она должна быть таковой. Намного сложнее наша жизнь становится тогда, когда мы пытаемся обрести больший, чем у нас уже есть, контроль над происходящим.
Счастье приходит вовсе не тогда, когда человек, наконец, обретает контроль над абсолютно всем в своей жизни. Жизнь человека становится счастливой, когда он понимает, что ему не нужно контролировать это самое все.
В эссе Батуман есть один абзац, который прекрасно подойдет в качестве заключения к этой статье. В строках ниже вы найдете совет о том, как не забывать обращать внимание исключительно на вашу сферу влияния:
«Я осознала нечто важное в тот момент, когда «наткнулась» на мысль о том, что никогда не следует стыдиться одиночества. Не следует ощущать стыд и за то, что вы находитесь в компании людей. Эта мысль заставила меня осознать, что я испытываю стыд в обоих случаях. Тут как нельзя кстати приходится совет Эпиктета. Он говорит: «Воспринимайте одиночество как свободу и возможность побыть наедине с собой. Одиночество позволит вам почувствовать себя ближе к Богу. Будучи в компании огромного количества людей, воспринимайте происходящее как вечеринку. Веселитесь от всей души»
По материалам — raptitude.com
Перевод и адаптация — MORE СМЫСЛА
0 коммент.:
Отправить комментарий