пятница, 25 ноября 2016 г.

Filled Under: ,

«15 МИНУТ — И ВСЕ»: КАК ПРИНИМАТЬ ТРУДНЫЕ РЕШЕНИЯ

Share
О необычном методе упростить жизнь рассказывает Питер Брегман, глава консалтинговой компании Bregman Partners и колумнист Forbes.

Я несколько минут изучал меню, пытаясь побороть свою нерешительность. Каждое блюдо чем-то меня манило. Может, заказать все сразу?…

Это дурацкое решение, не заслуживающее обдумывания? Возможно. Но наверняка и вы с такой проблемой сталкивались, будь то еда или что-нибудь еще. Мы тратим неразумное количество времени и колоссальную энергию на выбор между равно привлекательными вариантами в повседневных ситуациях. Но хотя они и могут быть одинаково привлекательными, они все же привлекательны по-своему, и всегда требуется какой-то компромисс. Даже если это выбор между капустным салатом (здоровая пища), лососем (много белка) и равиоли (вкусно, но много углеводов).


Если даже такие обыденные решения высасывают из нас энергию и время, то представьте, что происходит с более важными и серьезными решениями! Например, в бизнесе, когда приходится решить, какие продукты оставить, а от каких отказаться, кого нанять, кого уволить, и приступить ли, наконец, к этому трудному разговору. И за этими вопросами следуют другие. Если я все-таки начну этот разговор, то когда это сделать? И с чего именно начать? Позвонить или написать? Поговорить публично или приватно? Насколько делиться информацией? И так далее…

Как принимать все эти решения более эффективно? Я использую три метода. О двух я рассказываю в своей книге Four Seconds, а третий открыл буквально на прошлой неделе.

Первый метод — снижать усталость от решений с помощью привычек и автоматического поведения. К примеру, вы взяли в привычку всегда есть на обед салат. Тогда вы полностью избегаете необходимости принимать решение и можете сохранить свою энергию для других дел.

Это помогает в случае с предсказуемыми и рутинными решениями. А как быть с непредсказуемыми?

Второй метод — использовать принцип «если… то…». К примеру, меня кто-то перебивает, и я не знаю, как отреагировать на это. Я могу предусмотреть простое правило: если человек перебивает меня дважды за время нашей беседы, я что-то на это скажу.


Две этих техники — привычки и если/то — помогают упростить очень многие типичные ситуации выбора. Но мы еще не разобрались, как быть с более масштабными и стратегическими решениями, которые не могут стать рутиной и не могут быть предсказаны.

Я обнаружил простое решение для таких случаев, которое помогает делать трудный выбор, на прошлой неделе, когда общался с руководством одной высокотехнологичной компании. Они столкнулись с необходимостью принять ряд уникальных, нетипичных решений, результаты которых невозможно было точно предсказать: как отреагировать на угрозу со стороны конкурентов, в какие продукты больше инвестировать, как правильнее интегрировать недавно приобретенную компанию, где сократить бюджет, как повысить эффективность отчетности и т.п.

Такие решения люди, бывает, откладывают на недели, месяцы или даже годы, и они реально тормозят развитие организаций. Такие вопросы невозможно разрешить с помощью простых правил — и у них нет четкого, ясного ответа. Поэтому руководители компании начинают собирать все больше данных, все больше взвешивать за и против, запрашивать дополнительную экспертизу, откладывать и откладывать, пока — как они надеются — не появится четкое решение.

Но что, если мы воспользуемся тем фактом, что четкого решения нет, чтобы принять решение быстрее? Я думал об этом, пока мы обсуждали то же самое решение, которое обсуждали уже давно — что делать с определенным бизнесом. И тут вмешался CEO компании.

«Сейчас 3.15, — сказал он. — Нам нужно принять решение за 15 минут».

«Подождите, — сказал финансовый директор. — Это сложное решение. Наверное, нам стоит продолжить разговор на следующей встрече».

«Нет, — твердо сказал CEO. — Мы примем решение за следующие 15 минут».

И знаете что? Мы приняли его.

Так я и обнаружил третий метод принятия трудных решений: воспользуйтесь таймером.

Если вопрос, который вы обсуждаете, подвергся разумному и тщательному осмыслению, варианты примерно сопоставимы, и четкого ответа все равно нет, признайте, что у вас нет однозначно правильного варианта — и просто примите решение.

Хорошо, если масштаб решения можно уменьшить и протестировать его с минимальными инвестициями. Но если нельзя, то все равно просто примите его. Прекратив эти бессмысленные обсуждения, вы сэкономите массу времени, а значит, серьезно выиграете в производительности.

Подождите, скажете вы. Если подождать еще сколько-то времени, ответ появится. Но: 1) вы и так уже потратили немало драгоценного времени в поисках этой ясности; 2) стремясь к этой ясности, вы не просто тянете время, но не даете себе разобраться с другими — возможно, более важными — решениями.


Так что примите решение и действуйте.

Попробуйте прямо сейчас. Выберите решение, которое вы какое-то время откладывали, дайте себе три минуты — и примите его. Если на вас давит груз большого количества решений, запишите их на листе бумаги. Дайте себе некоторое время и затем, двигаясь по списку, принимайте лучшие решения, какие вы только можете принять за этот ограниченный отрезок времени. Само принятие решения — любого решения — уменьшит вашу тревогу и позволит вам двинуться дальше. Когда вы чувствуете себя перегруженными, лучшее противоядие — набрать скорость и двигаться вперед.

А что касается обеда, я заказал капустный салат. Был ли это лучший вариант? Не знаю. Но по крайней мере, я уже не сижу и не утомляю себя мучительным выбором.

0 коммент.:

Отправить комментарий