ПРИТЧА О ТРЕХ МУДРЫХ ОБЕЗЬЯНАХ, КОТОРАЯ ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ ~ Трансерфинг реальности

четверг, 8 февраля 2018 г.

Filled Under:

ПРИТЧА О ТРЕХ МУДРЫХ ОБЕЗЬЯНАХ, КОТОРАЯ ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ

Притча о трех мудрых обезьянах и идея Сократа о трех ситах учат нас в полной мере осознавать то, что мы говорим, слышим и видим.

Классическая притча о трех мудрых обезьянах (их изображение хранится в святилище храма Тосёгу) таит в себе глубокую мудрость, которая никогда «не выйдет из моды»: мы должны в полной мере осознавать то, что мы говорим, то, что слушаем, и то, что видим. 

Этот храм находится в Японии, три мудрые обезьяны (одна закрывает рот, другая — глаза, а третья — уши) были изображены на резном панно в 1636 году.

Немногие образы могут сравниться по популярности с «тремя мудрыми обезьянами».

И, как всегда в такой ситуации, первоначальный смысл притчи о трех мудрых обезьянах стал несколько размываться, дополняться другими идеями и толкованиями.

Для японцев он связан с философским и моральным кодексом, где подчеркивается необходимость хорошо осознавать свои слова и действия (а также бездействие) и их последствия:


“Не видеть зла, не слышать зла, не говорить зла”

В книге Конфуция «Беседы и суждения» встречается похожая фраза.

Историки и философы видят также в этой притче параллели с идеей Сократа о трех ситах (через которые нужно «просеивать» то, что собираешься сказать).

В любом случае, это очень важное и актуальное для нашего времени «послание». Нужно, правда, «делать поправку» на то, что в средневековом Китае и Японии эта притча могла восприниматься как призыв к покорности перед властью (не видеть и не слышать творящихся несправедливостей). Такое ее понимание, конечно, неприемлемо для нас.

Итак, приглашаем всех поразмышлять над притчей о трех мудрых обезьянах.

3 сита Сократа

Но вернемся сначала к идее Сократа о трех ситах. Как известно, один его ученик собрался рассказать афинскому мудрецу, что говорит о нем его знакомый.

Но Сократ остановил нервного ученика и предложил ему сначала просеять то, что он собирался рассказать, через три сита. 
  • Сито правды: Ты как-то пытался проверить эту информацию? Ты уверен, что то, что ты хочешь рассказать — правда?
  • Сито добра: Ты хочешь сказать об этом человеке что-то хорошее?
  • Сито пользы: Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать? Будет ли от этого какая-то польза?
Эти три «сита», без сомнения, побуждают нас быть более осторожными в своих высказываниях, избегать пустословия и злословия и отвечать за свои слова.

Притча о трех ситах, несомненно, имеет много общего с притчей о трех мудрых обезьянах из храма Тосёгу.

Притча о трех мудрых обезьянах

Обезьяна, которая закрывает себе рот: Ивадзару

Ивадзару — обезьянка, которая слева.

По японской философии, эта фигурка символизирует необходимость не передавать, не переносить зло. В этом русле идут и рекомендации не озвучивать «в полный голос» свои неприятности и свое недовольство.
  • Вообще не рекомендуется слишком сильно выражать свои эмоции; высоко ценится сдержанность.
Эта обезьяна имеет много общего с сократовскими ситами. И та, и другие побуждают человека не злословить, не распространять слухи и сплетни.

В самом деле, они не являются достоверной информацией, не несут добра, и от них нет пользы.


Обезьяна, которая закрывает себе уши: Кикадзару 

Кикадзару сидит рядом с обезьяной, которая закрывает себе рот.

В Японии не очень хорошо относятся к тем, кто распространяет слухи, сплетни, негативную информацию.

Поэтому, считают там, лучше «закрывать уши» перед определенной информацией, это помогает сохранить равновесие. К сожалению, в западном мире дело обстоит не так. Мы живем в окружении негативной информации, слухов и сплетен. Они заполняют информационное пространство вокруг нас.

Если соотнести эту идею с тремя ситами Сократа, можно ее несколько развить:
Иногда, хотя информация и является негативной, ее нужно передавать, потому что она полезна (я сообщаю тебе, что твои клиенты недовольны, и тебе нужно приложить усилия, чтобы снять их недовольство).

Если же информация бесполезна и, более того, вредна, рекомендуется последовать примеру обезьянки Ивадзуру: закрыть себе рот.

Обезьяна, которая закрывает себе глаза: Мидзару

В соответствии с морально-философским кодексом Сантай, несправедливость лучше не видеть, не слышать и не говорить о ней. Эта идея явно не выдержала испытания временем.
  • Но если мы посмотрим на образ третьей обезьянки с сократовской точки зрения, мы можем увидеть в нем предложение закрывать глаза перед тем, что не является ни хорошим, ни полезным. 
  • Рекомендуется закрывать глаза перед мраком и направлять взгляд на то, что что озарено светом, значимо и дает надежду…
Притча о трех обезьянах, одна из которых молчит, другая закрывает себе уши, а третья закрывает глаза, напоминает нам, как важно прислушиваться к своему внутреннему голосу, быть внимательными и осторожными:

“Следи за своими словами, закрывай свой слух от того, что не приносит тебе пользы, не направляй свой взгляд на то, что приносит тебе вред, и ты найдешь свой путь к счастью”.


0 коммент.:

Отправить комментарий